Время молитв: Фаджр: 5:56 - Шурук: 7:44 - Зухр: 14:15 - Аср: 17:17 - Магриб: 20:29 - Иша: 22:10 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Наука в средние века
Исламский подход к знанию
О вращении
Коран и медицина . Секрет воздействия
Исламская мысль2
Ибн Сина- врач с тысячелетним стажем
Аль Бируни -ученый-энциклопедист
Фитотерапия Востока
ПОЧЕМУ МУСУЛЬМАНЕ НЕ ЕДЯТ СВИНИНУ?
Путешествие одного студента за знаниями в Каир
Фонд шейха Ахмада Куфтару и исламский университет Абу Нур
Интервью с Салах-адДином Куфтару, ректором университета Абу Нур
Студенты Абу Нур
Сирия, Дамаск, исламский университет Абу Нур
Стволовые клетки: сомнения и надежды
Медицина Пророка (СААС)
Обсерватории в истории ислама
Сон мусульманина
Исламский взгляд: человек- наука- Господь
Окружающая среда и переосмысление ценностей: исламская перспектива
Сайт муфтията Египта на русском языке
Хиджаб vs Университет*
Информация о пересадках органов
Запрет на серебряную посуду в исламе. А как же- серебряная вода?
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Ибн Халдун- основатель социологии

«Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию» Ибн-Хальдун

В прошлом году исполнилось 600 лет со дня смерти Ибн-Хальдуна, одного из крупнейших мыслителей арабо-исламской культуры

.

Абдуррахман Ибн Халдун (1332-1406) был одним из первых теоретиков истории цивилизаций и автором самых ранних социологических концепций. По словам историка и философа Арнольда Тойнби, исламский ученый «задумал и сформулировал философию истории, которая является, без сомнения, самой великой работой всех времен и народов, когда-либо созданной человеческим разумом». По своей значимости для социологии как науки он может быть поставлен в один ряд с такими более поздними авторами, как Макиавелли, Вико, Монтескье.

Родившись в 27 мая 1332 году в семье, перебравшейся в Тунис из Андалусии (Испания). Его полное имя- Вали-д-Дин Абд-ар-Рахман Ибн Хальдун. Во многих источниках к этим его именам добавляют еще четыре: аль-Хадрами, аль-Андалюси, аль Магриби, аль Малики. Первое означает, что его род уходит своими корнями в Хадрамаут, второе- что его сравнительно близкие предки жили в Арабской Испании, третье- что он провел свою жизнь в Северной Африке, четвертое- что последний период своей жизни он был маликитским кади (судьей).

Ибн Халдун принадлежал к знатному роду. Его прадед, в частности, во времена династии Хафсидов был министром финансов. Осиротев в возрасте 16 лет, Абдуррахман довольно рано начал служить, сначала в качестве писца при дворе султана Туниса, а затем личным секретарем султана Феса, посланником гранадского эмира к королю Кастилии и, наконец, хаджибом (советником) у султана Бужи. Последние годы жизни он провел в Каире, выполняя функции верховного судьи (кады) и занимаясь преподаванием мусульманского права в университете Аль-Азхар. Незадолго до смерти ученый перешел на службу к Тимуру (Тамерлану), по заданию которого им было составлено описание родного Магриба (запад исламского мира - современные Тунис, Алжир и Марокко).

Готовность ученого служить разным правителям в постоянно менявшейся политической обстановке оцениваются неоднозначно. Нельзя, однако, не признать, что непосредственное участие в политической жизни своего времени (служба почти у всех правителей Магриба) благотворно сказалось на историко-социологических занятиях и размышлениях Ибн Халдуна.

Самым значительным из его произведений является "Большая история", или "Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, не-арабов, берберов и их современников, обладавших огромной властью". Особенно знаменито "Введение" к "Большой истории", известное под названием "Мукаддима". Это работа - своего рода энциклопедия социально-экономической и политической жизни современной ему эпохи.

Фрагменты из "Мукаддимы" содержат изложение взглядов мыслителя на социальную природу человека и его познавательные способности, на закономерности эволюции (пять фаз) развития государства и на предпосылки, необходимые для успешного управления государством.

В ней дано вполне научное социодинамическое объяснение циклов смены династий, в основе которого лежит анализ сложного взаимодействия политических, военных, морально-психологических, экономических, географических, климатических и иных факторов.

В своей работе «Закон Ибн Халдуна», новосибирский профессор Николай Розов показал насколько актуальны исследования Ибн Халдуна применительно к российским политическим реалиям. Он, в частности, пишет: «Ясно, что аспекты и факторы средневекового египетского общества радикально отличаются от современных российских. Однако сам взгляд средневекового египтянина оказывается весьма проницательным, а подход к учету множественных причинных связей и циклических закономерностей - вполне современным и поучительным. Неудивительно, что идеи Ибн Халдуна сейчас развиваются и уточняются в математическом моделировании зарубежными и отечественными авторами».

Даже приведенные выше заслуги Ибн Халдуна не дают полного представления о нем, если не брать во внимание тот духовный мир, в котором жил и творил ученый. Для всестороннего и глубокого осмысления его трудов необходимо знать ту атмосферу духовных ценностей, которые окружали его, из которых он черпал свое вдохновение.

Ведя научную деятельность, давая наставления людям, он не забывает о своем положении в глазах Творца. Как благочестивый мусульманин, он предваряет свою знаменитую работу следующими словами: «Пишет бедный раб (Всевышнего) Абдуррахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун Аль-Хадрами, нуждающийся в своем Господе и уповающий на Его милость».

Его жизнь и творчество пронизаны исламскими ценностями и строятся на исламском нравственном кодексе, культуре и этике, общественном укладе, экономической и политической системе, проистекающими из Божественного писания и законов природы, установленных Всевышним.

Согласно исламу, все люди рождаются безгрешными и праведными, и в равной степени ответственны перед Всевышним, независимо от национальности, пола, и расовой принадлежности: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий» (Коран, 49:13).

Ибн Халдун изучал самые разные народы, племена и цивилизации, их обычаи, политические и экономические системы. Он выявлял законы и причинно-следственные связи, лежащие в основе формирования личности, а также целых обществ, государств и культур, исследовал связи между географией народов и их образом жизни, нравственными и мировоззренческими основами.

Ислам создал из общин невежественных бедуинов передовую цивилизацию, подарившую миру великих ученых и первооткрывателей. Это учение превратило безжалостных грабителей в справедливых мудрецов, а развратных пьяниц - в выдающихся общественных деятелей. Они были благородными рыцарями днем, и плачущими в молитвах праведниками ночью - так называли сподвижников пророка Ислама (СААС).

Ибн Халдун стал продолжателем этого наследия. Он был из той же плеяды благочестивых ученых, что и великий врач Ибн Сина или выдающийся математик Аль-Хорезми. Они олицетворяли величайшую цивилизацию, стоящую на двух столпах - вере и науке.

Стремясь познать законы человеческого бытия, Ибн Халдун был историком, географом и языковедом, таким образом исполняя волю Всевышнего, подобно многим другим выдающимся ученым и мыслителям, которые раскрывали глубину знамений Аллаха: «Скоро Мы покажем им Наши знамения в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) - истина» (Коран, 41:53).

Великий мусульманский мыслитель Ибн Халдун, а вместе с ним плеяда других не менее известных миру мусульманских ученых средневековья внесли бесценный вклад в развитие человечества. Они создавали и творили, будучи вдохновленными аятами священного Корана, наследием заключительного пророка и его благочестивыми последователями. Свидетельством этого стали их бесценные труды, которые пронизаны священными текстами и богословской риторикой, в которых религиозное неразрывно связанно с научным.

Мухамед САЛЯХЕТДИНОВ

  • Концепция государства и политико-правовая проблематика ибн Хальдуна, подробнее....



  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Сахих аль-Бухари

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2019
    Design: a-styles