Время молитв: Фаджр: 6:40 - Шурук: 8:44 - Зухр: 13:55 - Аср: 16:15 - Магриб: 18:46 - Иша: 20:31 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Особенности искусства ислама
Как выглядит мечеть? Различные типы мечетей
Сакральная геометрия
Культура периода Аббасидов
Каллиграфия2
Поэзия в исламе
Особенности османской архитектуры
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Возникновение и развитие каллиграфии

В исламе значение письменности заложено в самой религии. В самых первых аятах Корана, ниспосланных пророку Мухаммаду (САС) сказано: «Читай, во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой- Наищедрейший, Который научил пером. Научил человека тому, чего тот не знал» (сура «Сгусток»:1-5)

Искусство каллиграфии родилось из написания рукописей Корана. Письменная форма Корана является визуальным эквивалентом вечного Корана, формой, через которую человек ощущает частицу Божественного. Святость Корана создает особую ауру, охватывающую все формы написанного слова.

Первые экземпляры Корана были написаны Зайдом ибн Сабитом, секретарем пророка Мухаммада (САС), которому было поручено сопоставить и собрать воедино отдельные суры. Эти экземпляры были написаны мекканским и мадинским стилями- вариантами письма джазм, мало отличающимися друг от друга.

В то время существовало два различных стиля письма: мукаввар- курсив, легкий в написании, и мабсут- линейный, продолговатый. Эти наиболее древние стили явились исходной матрицей для возникновения новых- наклонного маиль, - разновидность раннего куфического, вытянутого машк и нашк. Маиль не получил широкого распространения, его постепенно вытеснил угловой куфический. Машк и нашк часто использовались и получили дальнейшее развитие.

В целом, в развитии каллиграфии не прослеживается четкой последовательности- часто различные формы письма возникали одновременно. Наиболее ранние стили арабской письменности не отличались элегантностью и использовались в основном в мирских целях. Объединение систем письма, разработанных аль-Хаджаджем ибн Юсуфом ат-Сакафи и аль-Халилем ибн Ахмадом аль Фарахиди, послужило началом возникновения курсивного и куфического (углового) письма.

Омейядский правитель Абдель Малик ибн Марван (685-705) официально утвердил арабскую письменность как обязательную на государственном уровне. Во времена правления Омейядов возникло два новых стиля- тумар и джали, введенных известным каллиграфом Кутбой аль Михром. Тумар стал официальным стилем династии Омейядов.

Расцвет искусства каллиграфии связан с именем Ибн Муклаха, искусного каллиграфа, визиря при дворе Аббасидов, создавшего теоретическую базу каллиграфии и разработавшего шесть стилей- куфический (дальнейшая развитие древнего стиля), сулс, насх, рика, дивани и талик.

Необычайно элегантный сулс относится к курсивным стилям. Его, наряду с куфическим, чаще других до сих пор используют для написания Корана.

Говоря о развитии каллиграфии, нельзя не упомянуть имен трех крупнейших мастеров- ибн Муклах (886-940), ибн аль Баввав (11в), и Йакут аль-Мустасими (13в.). Эти личности стали легендарными- их вклад в развитие искусства каллиграфии настолько огромен, что без них современная каллиграфия была бы совершено иной.

В дальнейшем центр развития каллиграфии переместился в Персию. В 14 веке правители династии Тимуридов уделяли особое внимание книгопечатанию, искусству переплета и иллюстрации. Каллиграфы впервые стали применять сочетание и наложение различных стилей письма, с разным размером шрифта, создавая восхитительные шедевры. В первую очередь это были ручные копии Корана, от огромных настольных фолиантов до миниатюрных карманных. Основными стилями были райхани и сулс.

В период правления династии Мамлюков в Египте (1260-1389) акцент делался на развитие архитектуры, но это был также и расцвет прикладного искусства: стекло, медные подсвечники, рукописи Корана и резные деревянные минбары- все изделия щедро украшались каллиграфическими надписями. Предметы этого периода отличает редкостное изящество и утонченность. В это время каллиграфом Абдурахманом ас-Саийхом в стиле мухакка была выполнена рукопись самого большого Корана из ныне существующих.

Большой вклад в развитие каллиграфии был сделан также в Персии, во время правления династии Сафавидов (1502-1736). Стиль талик сильно трансформировался, стал очень популярным и чисто иранским, и вскоре появилась его производная- более легкая и изящная форма- насталик. Обе эти, сравнительно молодые, формы письма приобрели статус государственных.

Несмотря на красоту и привлекательность насталика, турецкие каллиграфы продолжали предпочитать талик в монументальном стиле и в особо важных случаях.

Само название насталик является комбинацией слов насх и талик. Изобрел и разработал правила его написания персидский каллиграф Мир Али Султан аль-Табризи. Персидские иллюстрации- это отдельная очень большая тема, которая здесь не рассматривается, отметим только, что почти все знаменитые персидские миниатюры, антологии, эпические произведения и другие виды литературы – все они написаны в стилях талик и насталик. Но только не Священный Коран! Существует лишь одна копия Корана, написанная насталиком, это сделал персидский каллиграф Шах Мухаммад аль Нишапури в 1539г. Золотым веком этого письма стало правление шаха Аббаса (1588-1629).

Интенсивное развитие каллиграфии в Индии привело к созданию стиля бехари, однако он уступал в популярности трем основным: талик, насталик и сулс. Там возникли свои, индийские варианты и производные этих стилей, отличающихся большей толщиной линии и отчетливостью, буквы шире, а изгибы более округлы. В этом стиле выполнены надписи на мраморных фризах Тадж- Махала, сделанные искуснейшим каллиграфом , известным как Аманат Хан аль-Ширази (его настоящее имя было Абд-аль-Хак). Иранец по происхождению, он получил такой титул за свое непревзойденное мастерство. Этот мастер также является автором великолепных образцов каллиграфии в мавзолее Акбар в Сикандре и в Большой мечети- медресе в Агре.

Мусульмане Китая, также использовавшие арабскую письменность, когда вопрос касался религии, переняли каллиграфию из Афганистана, модифицировав ее. Так появился уникальный стиль- сини (от слова «шини»- китайский). Особенностью письма сини является необычайная округлость букв и очень тонкие линии. От сини произошел другой стиль, применявшийся в декоративных целях- для росписи керамики и фарфора, с толстыми треугольными вертикалями и тонкими горизонталями.

Каллиграфы Оттоманской империи не только переняли наиболее популярные стили письма, но и изобрели свои, местные, - например, тугра. Арабская каллиграфия была очень популярна и широко использовалась. Султан Баязид II (1481-1520) сам брал уроки каллиграфии у известного мастера Шейха Хамдуллы аль Амсани. Самыми известными стилями, выросшими из персидского талика и насталика, являлись шикастех, дивани и джали. Шикастех характеризуется очень плотным рисунком, буквы прижаты друг к другу, и низкими вертикалями.
Письмо дивани было разработано Ибрагимом Мунифом. Этот стиль представляет собой ярко выраженный, структурированный курсив. Буквы не имеют точек и соединяются не совсем обычном образом.
Письмо джали разработал Хафиз Усман (= Усман ибн Али, 1690-е гг.) и его ученики. Особенностью джали является вычурность, обильное приукрашивание, что делает его незаменимым для использования в декоративных целях.

Арабская каллиграфия приобрела репутацию величественной, божественной, высоко моральной и артистичной представительницы религии ислам и исламского искусства. Правила и техники письма, наследие искуснейших каллиграфов живо и по сей день. Культура каллиграфии является неотъемлемой частью искусства ислама.

На фото:<br /> 1-Одна и та же фраза, написанная в различных стилях- "Бисмилляхи аль Рахмани аль Рахим"- "С Именем Аллаха, Милостливого, Милосердного", с этой фразы начинаются все суры (главы) Корана, и с этими словами, произнесенными вслух ии про себя, каждый мусульманин совершает любое бытовое действие;

2- Рукописный Коран;
3- каллиграфы Китая;
4- блюдо с каллиграфической росписью

А еще можно почитать:
Зарождение арабской письменности
Реформа арабской письменности
Введение в каллиграфию
Буква "алиф"- основа пропорции
Инструменты письма

  • Танец пера и чернил

  • Каллиграфия. Росписи на ткани

    Основные каллиграфические стили:
    куфический
    дивани
    насх
    талик
    рика
    сулс



  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Булуг аль-Марам Достижение цели

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2019
    Design: a-styles